Журнал «Журналист» опубликовал дискуссию о грамотном применении современных аналитических инструментов.
Журнал «Журналист»
опубликовал дискуссию о грамотном применении современных
аналитических инструментов. Сооснователь Look At Media и Setka Алексей
Аметов рассказал об аналитике с точки зрения издателя, сооснователь
Setka Роман Худоногов — с точки зрения специалиста по продукту,
сооснователь и CEO .io media Александр Крутько— с точки зрения
создателя сервисов для редакций, а Customer Success Manager Кирилл
Рекецкий — с точки зрения специалиста по работе
с медиакомандами.
— Почему
редакции нужна аналитика и как она может помочь редактору?
Алексей
Аметов: Я много лет
занимаюсь изданием онлайн-медиа, но зачастую не понимаю, что происходит, а
аналитика помогает во всем разобраться.
Роман Худоногов: Да,
для меня как для директора по продукту необходимость
аналитики всегда была очевидной. Это инструмент, позволяющий проверять
результаты своей работы и оценивать эффективность тех изменений, которые
ты вносишь. Допустим, ты хочешь запустить новую рубрику. В этом случае,
для того чтобы поставить эксперимент и оценить его успех, нужна
аналитика.
Правда,
получив доступ к инструментам аналитики, редакторы часто делают выводы,
которые противоречат действительности и здравому смыслу. Это происходит
потому, что у них нет понимания, за какими
именно показателями надо следить. Насколько я понимаю, цель .io —
не предоставлять абстрактные метрики, а отвечать на конкретные
вопросы редакции.
Александр Крутько: Что
касается необходимости аналитики, то почти ни у кого уже нет сомнений в том,
что она нужна. Остается лишь один вопрос — в каком виде.
Частый
аргумент против введения нового инструмента — желание самостоятельно
разработать свою систему аналитики. Обычно такие люди возвращаются к нам через
полгода и принимают наше предложение.
— Аналитика
— это инструмент для менеджмента или же это инструмент
для конкретного редактора? Может ли инструментом аналитики
пользоваться рядовой сотрудник?
Александр Крутько: Для того чтобы аналитикой начал пользоваться каждый
сотрудник, она не должна быть сложной. Поэтому мы прикладываем много
усилий, чтобы не отпугнуть человека множеством цифр, а предоставить
ему нужные данные в удобном виде. Мы хотим, чтобы каждый получал нужную
информацию в нужное время и это помогало добиваться поставленных
целей.
Роман Худоногов: Согласен. Для того чтобы, например, выпускающий
редактор начал пользоваться аналитикой и принимать на ее основе
решения, ему нужно дать конкретные метрики, которые интересуют именно его.
Александр Крутько: Да, именно так. Наша задача — понять цели каждой редакции
и каждого человека в редакции. Мы постоянно общаемся
с различными командами и спрашиваем, что им нужно. Конечно,
зачастую сначала нам отвечают: «Ничего, у нас и так налажен процесс».
Тогда мы спрашиваем про цели и задачи. Многие до сих пор
опираются на запоздалые отчеты, и тогда мы рассказываем о новых,
куда более эффективных инструментах, которые действительно помогут решить
поставленные задачи.
— C
чего стоит начинать работу с аналитикой? Какие метрики лучше всего
помогают понять, хорошо ли я делаю свою работу?
Кирилл
Рекецкий: К сожалению, универсальных
советов здесь почти нет. Единственное правило для начинающих —
как можно больше экспериментировать и постоянно искать свою
аудиторию. Например, в одной из начинающих редакций, с которой
я работал, команда просто не знала, кто их читает.
В итоге они написали несколько статей на одну и ту же тему
с разных позиций и поняли, какой подход работает и какие читатели
наиболее активны. И, конечно, аналитика помогла им грамотно проводить эти
эксперименты.
Александр
Крутько: Следующий шаг — решить, какая
метрика для вас будет главной. Кто бы что ни говорил
про глубину чтения, просмотры все равно остаются основными показателями качества.
Сейчас даже самые продвинутые западные издания, которые
в какой-то момент обращали внимание на дочитываемость
и другие метрики, снова стали говорить о том, что просмотры —
это ключевой показатель.
Понятно,
что это работает не для всех и каждому изданию надо
выбирать ключевые метрики самостоятельно. Вот, например, у нас есть клиент
из маленького российского города: там только несколько лет назад
провели интернет-кабель, которым пользуются 1000 человек, а издание читают
500 человек. Понятно, что в таком случае просмотры не могут быть
главной метрикой. Но есть и другие кейсы: наш клиент из Ирландии
рассказывает, что после введения системы .io у них не поменялись
просмотры, но при этом они видят другие важные изменения: люди стали
больше времени проводить «в статье» и чаще досматривать ее
до конца. Потом стало понятно, что выросли доходы от рекламы.
— А на какие
метрики обращают внимание крупные издания? Алексей, какие показатели важны
для The Village?
Алексей Аметов: Мы смотрим на уникальных посетителей
и на просмотры. Также необходимо следить за тем, сколько ты
тратишь денег, и что у тебя в итоге получается. Важная
часть Setka Workflow — это бюджетирование, которое помогает планировать бюджет
и видеть, насколько эффективны расходы. Инструмент позволяет видеть, сколько
стоит производство одной тысячи просмотров в той или иной рубрике
или в том или ином издании. Соответственно, ты можешь менять
логику выпуска и более эффективно инвестировать деньги. Это особенно важно
в регионах, где бюджеты очень ограничены и каждый рубль ты должен
тратить как сто.
— Как оценивать разные типы контента?
Кирилл Рекецкий: Мы часто группируем материалы по категориям: отдельно
— галереи, отдельно — лонгриды. Ну и так далее, потому
что для каждого типа контента есть разные показатели успеха.
Александр Крутько: Да, авторов тоже можно так делить. Например, мы отдельно
анализируем метрики новостников, потому что их стоит оценивать
по количеству публикаций и по скорости реакции на событие.
А у колумнистов или репортеров совсем другие показатели.
Роман
Худоногов: Мы в Setka также стараемся для каждой задачи найти
необходимую метрику, в том числе сегментировать по авторам. Иначе
может оказаться, что нам кажется, будто кто-то выпускает мало
материалов, а на самом деле это огромные посты и они обеспечили
новых пользователей, которые теперь возвращаются на сайт.
Кирилл Рекецкий: Если выставить всем одинаковые KPI, то мы просто
получим «желтуху» на сайте и, например, недовольных сотрудников
из раздела «Культура».
— Как использовать
real-time-аналитику? Какие выводы на ее основе можно сделать?
Кирилл Рекецкий: У новостников время жизни публикации составляет 30
минут. Все, что вы можете успеть сделать, это за первые пять минут
заметить какую-то проблему и исправить ее.
Роман Худоногов: Real-time-аналитику
нужно использовать для того, чтобы понимать, что дальше делать
с постом.
Александр Крутько: Просто
такая аналитика не нужна всей редакции. Этот инструмент необходим пяти
людям, которые отвечают за выпуск.
— А что нужно
издателю — видеть весь набор разных метрик и соцсетей
и самостоятельно выбирать из них важные или видеть готовые
ответы на вопросы?
Алексей Аметов: Я хочу, чтобы было так же,
как в самолете: три главных прибора в центре (скорость, высота
и горизонт), а вокруг куча других, которыми ты можешь
воспользоваться, когда хочешь что-то более подробно выяснить.
Для того
чтобы быстро управлять, тебе нужно, чтобы была группа ключевых метрик, которые
всегда видны, а все остальное было бы уже для уточнения
ситуации. В Look At Media для нас важен именно показ баннеров,
а не страниц и охват в униках. Кроме того, мне важно понимать
охват на других каналах, в соцсетях, потому что сайт перестает
быть единственным способом распространения контента. Я хочу видеть метрики
Facebook, «ВКонтакте» и т. д. И в идеале пересечения, но это задача,
которую никто пока не смог решить.
— Вы упомянули, что метрика
может помочь журналистам и редакторам расти. Как?
Алексей Аметов: Про это
все забывают, но аналитика нужна не только для финансового
отдела и медиаменеджмента; она необходима и для того, чтобы HR
мог увидеть, как человек вырос или, наоборот, деградировал. Если
у сотрудника ухудшаются показатели, можно попробовать решить эту проблему.
Кирилл Рекецкий: В .io
мы стараемся помочь людям в достижении поставленных целей с помощью
релевантных данных. Например, если автору удобно получать информацию
по просмотрам в Telegram, мы можем это сделать. Это помогает людям
в будущем реагировать на важные показатели.
Александр Крутько: При этом
я не уверен, нужно ли журналистам знать, как работают
другие люди в команде, это спорный момент. Многие европейские медиа этого
избегают, потому что там развиты профсоюзы и издатели боятся,
что такой соревновательный элемент может демотивировать людей.
— Что происходит
в сфере аналитики социальных сетей? На что здесь нужно обратить
внимание?
Кирилл Рекецкий: Сейчас все поняли, что виральность в соцсетях —
это маленькая лотерея. Не всегда большое количество лайков
или репостов дает большой трафик на сайте, так как читатели
действуют по выработанным паттернам. Многие лайкают не потому,
что статья классная, а потому, что этот человек или медиа
нравится читателю. Или репостят не потому, что прочитали
материал, а потому, что «пост классный и модный, может,
когда-то его прочитаю, а пока пусть все думают, что я читаю
много умных статей».
Также
в жизни интернет-медиа иногда случаются праздники — это когда лидеры
мнений с кучей подписчиков репостят статью, а медиа видит этот скачок
и не может понять, откуда он. Мы уже работаем над решением
и этой задачи.
Александр Крутько: Конечно,
многие медиа больше всего интересует Facebook, так как он постоянно меняет
алгоритмы формирования ленты. Когда появились Instant Articles, подход
к оценке в соцсетях полностью изменился, потому что у нас
нет доступа к большому количеству метрик.
YouTube
становится популярнее, поскольку они уже начали работать с рекламными
превью, и Facebook также собирается это сделать. Скоро в этой
социальной сети нельзя будет пропустить рекламу, и некоторые издания уже
с этим экспериментируют.
— Когда
ты строишь мультиканальную дистрибуцию, как работать с таким огромным
объемом данных?
Алексей Аметов: Я пока не нашел идеального решения. Да,
я понимаю, как инвестиции разбиваются по каналам, какой это дает
выхлоп с точки зрения затрат на одного человека в каждом
из них. Но оценить всю картину сложно, потому что существует
гигантское количество разных параметров и они зачастую несравнимы.
Например, просмотр видео на Facebook и на YouTube — это совсем
разные вещи. Мне кажется, пока что есть только один параметр, применимый
ко всем каналам, — это время, которое человек тратит на потребление
твоего контента.