Глава Роскомнадзора Александр Жаров написал о нормах допустимого в медиапространстве.
Глава Роскомнадзора
Александр Жаров написал о нормах допустимого в медиапространстве.
Выбирая
тему очередной колонки, я, безусловно, прежде всего думаю о читателе
— что ему будет интересно из того, что я, в свою очередь, считаю
актуальным и важным. И вот о чем я подумал: в плотном и
насыщенном информационном потоке, который льется на нас из динамиков
радио в автомобиле, с экранов домашних и офисных телевизоров, наружной рекламы,
социальных сетей, мессенджеров и прочих интернет-каналов, как никогда важным
стал контекст получаемой информации.
Итак,
сначала дадим определение. Контекст — законченный отрывок письменной или
устной речи, позволяющий выяснить общий смысл входящих в него фрагментов
— слов, выражений или отрывков текста.
Контекст
может быть интересным, любопытным и захватывающим. А может быть отталкивающим,
раздражающим и неприемлемым. В современном медиапространстве достаточно и
того, и другого.
На прошлой
неделе Роскомнадзор обнаружил, что интернет-сайт The New Times, официально
зарегистрированный как СМИ, разместил на своих страницах гиперссылки на
материалы с нецензурными выражениями. Мы посчитали это нарушением закона «О
СМИ» и начали процедуру вынесения административного наказания, попросту говоря,
штрафа. В интернете началась дискуссия на тему, являются или нет гиперссылки на
ресурсы с противозаконным контентом нарушением. Эмоции, конечно, сильный
аргумент в ходе дискуссии, но факты говорят сами за себя. Роскомнадзор
неоднократно разъяснял свою позицию, которая заключается в следующем:
гиперссылка — неотъемлемая часть контекста того или иного журналистского
материала. Еще в августе ряду интернет-СМИ было указано на противоправность
ссылок на популярный рэп-баттл с нецензурной бранью. Шесть из них,
опубликовавших видео прямо на своих страницах, получили штрафы. В адрес еще 26
изданий, разместивших гиперссылки, были направлены письма с указанием на
нарушения с целью их недопущения впредь. Тогда мы решили ограничиться
профилактическими мерами. Причем не только путем направления писем. Позиция
Роскомнадзора была опубликована на официальном сайте Роскомнадзора.
Статья 4
закона «О СМИ» не допускает использования средств массовой информации для
распространения материалов, содержащих несколько видов противоправной
информации, в том числе нецензурную брань. Мы убеждены, что, размещая на своих
страницах гиперссылку на страницы с матом или, например, с экстремистской
информацией, издания осознанно участвуют в ее распространении, образно говоря,
открывают дверь в «запретную зону».
С августа
прошло четыре месяца. Позиция Роскомнадзора была абсолютно публичной. И история
с The New Times не единичная. За эти месяцы аналогичные меры были
применены более чем к десятку интернет-изданий. И тоже за мат в гиперссылке.
Конечно, у
любого СМИ есть право оспаривать нашу позицию в суде. Роскомнадзор к этому
готов. Но вернемся к контексту и поговорим о другой важной теме
— публичной демонстрации фашистской символики в СМИ. Мнение Роскомнадзора
в данном вопросе однозначно: публичная демонстрация нацистской атрибутики или
символики запрещена только тогда, когда это делается с целью пропаганды идей
нацизма. В противном случае мы, например, рискуем больше никогда не увидеть
великих фильмов о войне. Безусловно, в кино и кинохроникальных
материалах по данной теме осуждаются идеи фашизма, и это тоже, кстати, часть
контекста.
В этом
контексте несколько особняком стоит история с YouTube, который из-за нарушения
норм морали пострадал не административно, а финансово. В конце ноября
видеохостинг лишился многих ведущих рекламодателей вследствие излишне
либерального, если не сказать халатного, отношения к контенту, который
размещают пользователи. Выяснилось, что на одном из американских каналов
постоянно издеваются над детьми для привлечения зрителей. Администрация YouTube
обратила внимание на садистский контент и заблокировала канал, но только тогда,
когда стали уходить крупные рекламодатели. Причем видеохостинг так перепугался,
что за неделю, как пишут СМИ, заблокировал более 50 каналов с неподобающим, по
их словам, детским контентом. Это еще раз доказывает, какие рычаги являются
по-настоящему действенными для крупных зарубежных интернет-сервисов и
социальных сетей.
В день
публикации колонки я буду находиться в китайском городе Учжэне на IV Всемирном
интернет-форуме. Делегации многих стран обсуждают, какой интернет мы создали,
как он будет развиваться. Уже сейчас мы видим, что сеть, созданная
учеными-подвижниками для обмена знаниями, превратилась в среду для бизнеса
— большого и малого, законного и, к сожалению, незаконного. Это не плохо и
не хорошо. Это — реальность, в которой мы живем. Но со многими способами
зарабатывания денег в интернете мириться нельзя.
И поэтому
призываю всех читателей всегда учитывать контекст получаемой информации
— он определяет если не все, то многое.
Автор
— глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Мнение
автора может не совпадать с позицией редакции