Федеральное агентство по
печати и массовым коммуникациям опубликовало доклад «Интернет в России в 2016
году. Состояние, тенденции и перспективы развития»:
Мониторинг законопроектов
На уровне законодательной и
исполнительной власти разрабатываются и реализуются законопроекты,
направленные на создание инфраструктуры цифрового общества. Однако эксперты
отмечают, что сегодня необходимы «фазовый переход» и смена парадигмы
регулирования цифровой экономики на инновационно-стимулирующий режим. При
этом отрасль готова к сотрудничеству: из пассивного наблюдателя законодательных
инициатив в ее отношении она постепенно превращается в проактивного
создателя/модификатора нормативной базы и сильного партнера государства в этом
направлении.
По результатам мониторинга
законопроектной деятельности, касающейся регулирования интернет-индустрии, за
2016 год можно сделать следующие выводы:
1. По количеству резонансных
законодательных инициатив, касающихся регулирования сети Интернет, 2016 год
может конкурировать только с 2013 годом. Однако количество проектов в 2016 году
заметно выросло.
2. Очевидна также некоторая
стабилизация отношения к регуляторным инициативам, касающимся Интернета в
2015–2016 годах. Это говорит о достаточно конструктивном настрое интернет-индустрии,
понимании механизмов принятия и реализации законодательных нововведений, которые
не всегда так страшны, как читаются, а иногда и вовсе остаются на бумаге.
3. В 2016 году многие
законопроекты сложно оценить однозначно положительно или отрицательно, поэтому
они получили оценку «неоднозначно» (37% законопроектов, внесенных в 2016 году).
Вероятнее всего, это связано с большим количеством отсылочных норм и неясностью
будущего правоприменения предлагаемого (а иногда и принятого) регулирования.
4. В законопроектах 2016 года
появилось большое количество отсылочных норм, как открытых, так и закрытых.
Иногда это связано с юридической техникой и правилами написания НПА. Но
зачастую это говорит об отсутствии решения либо в принципе понимания, как
именно нужно реализовать требования, предусмотренные законом. Законодатель
возлагает надежду на представителей индустрии, поставленных в безвыходную
ситуацию (так как закон принят), однако, как продемонстрировал такого рода опыт
при разработке подзаконных актов к «Пакету Яровой», результат может быть не
быстрым, а требования при детальном анализе окажутся действительно
нереализуемыми (либо излишними, неэффективными), как и предупреждали эксперты.
5. Во втором квартале 2016
года начали появляться законодательные инициативы, имеющие сильную лоббистскую
составляющую, продиктованную, по мнению экспертов, не государственными, а
коммерческими интересами отдельных игроков рынка. Вероятнее всего, это связано
с неожиданностью многих последних назначений, перестановок, арестов и
связанным с этими фактами непониманием чиновниками своего политического и, главное,
финансового будущего. 6. В рамках исследования РАЭК «Экономика Рунета»
(сентябрь 2016 года) говорится о большом количестве законопроектов, находящихся
на рассмотрении долгий период времени без какого-либо движения. С тех пор
определенный статус получили лишь 4 проекта (один принят, три сняты с
рассмотрения Госдумы). Но ситуация несколько изменилась: после назначения
председателем Госдумы В.В. Володина 6 октября 2016 года состоялось заседание,
на котором все «застывшие» законопроекты получили один курирующий законопроект
комитет.
«ПАКЕТ ЯРОВОЙ»
Законопроектом, в частности,
устанавливаются дополнительные требования, предъявляемые к операторам связи и
организаторам распространения информации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, связанные с хранением данных пользователей. Операторы связи и
организаторы распространения информации обязаны хранить на территории
Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи,
доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений,
включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения
пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение
безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о
пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию,
необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях,
установленных федеральными законами. Интернет-отрасль и операторы связи жестко
раскритиковали принятие данного законопроекта как угрозу дальнейшему развитию
цифровой экономики России.
Деятельность Роскомнадзора
В 2016 году приоритетом в
работе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий
и коммуникаций (Роскомнадзора) по-прежнему являлось обеспечение граждан страны
качественными услугами связи и телерадиовещания, оказание содействия развитию
национальных медиа, а также обеспечение информационной безопасности
гражданского общества путем противодействия распространению запрещенного
контента.
Залогом успешной работы в не
малой степени стало внедрение современных автоматизированных систем,
позволивших повысить эффективность контроля и надзора. Так, благодаря
автоматизации удалось обеспечить надлежащий контроль за выполнением
операторами связи требований закона об ограничении доступа к информации,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Автоматизация в сфере мониторинга СМИ, телерадиовещателей и интернет-
пространства позволила расширить охват контролируемых средств массовой
информации и интернет-ресурсов, повысить оперативность реагирования на
нарушения.
Сегодня Роскомнадзор вместе с
другими надзорными органами вступает в новый этап развития. По инициативе
руководства страны началось реформирование контрольно-надзорной деятельности.
Основное внимание уделяется дистанционным формам контроля, профилактической и
разъяснительной работе. Такой подход позволяет максимально снизить
административное давление на бизнес, сформировать для предпринимательского
сообщества более комфортную среду. Тем самым создаются дополнительные стимулы
для развития
экономики и социальной сферы
в интересах граждан Российской Федерации.
На расширенном совещании
Роскомнадзора в декабре 2016 года были подведены итоги деятельности
Роскомнадзора и поставлены ключевые задачи для реализации Роскомнадзором в 2017
году:
1. Обеспечение готовности к
переходу на риск-ориентированный подход применительно ко всем направлениям
деятельности Роскомнадзора. 2. Формирование новой системы оценки эффективности
контроля и надзора. 3. Внедрение системы комплексной эффективной профилактики
нарушений. 4. Исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных
требований. 5. Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в
деятельности контрольно-надзорных органов. 6. Внедрение системы предупреждения,
мониторинга и профилактики коррупционных проявлений в контрольнонадзорной
деятельности. 7. Создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения
и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности.
Главными целями работы службы
были провозглашены снижение административной нагрузки на бизнес и повышение
качества администрирования контрольно-надзорных функций.
Роскомнадзор активно внедряет
риск-ориентированный подход, который используется в большинстве развитых
стран мира. Такой принцип предполагает сокращение плановых проверок
предпринимателей, длительное время работающих без грубых нарушений. Интенсивность
проверок определяется в зависимости от того, к какой категории риска или
классу опасности относится деятельность проверяемых лиц. Роскомнадзор в
последние годы в инициативном порядке последовательно снижал административное
давление на предпринимательское сообщество. До оптимальных сокращены сроки
оформления разрешительных документов. Снижены объемы плановых проверок. Так,
количество плановых проверок в области связи сократилось с 2,7 тыс. в 2012 году
до 427 — в 2016-м. В ходе планирования на 2017 год количество плановых проверок
в сфере связи сокращено еще на 9% — до 391.
Активно формируется новая
система оценки эффективности контроля и надзора. «Дорожная карта»
совершенствования контрольно-надзорной деятельности предусматривает
кардинальное изменение подхода к оценке результативности и эффективности
органов контроля и надзора. Основными показателями будет являться не количество
выявленных нарушений и размер санкций, а оценка размера предотвращенного
ущерба. Таким образом внедряется система комплексной профилактики нарушений.
Переход к дифференцированному
подходу планирования проверок позволяет добиться основной цели: увеличивается
доля контролируемых организаций, нарушения со стороны которых представляют
реальную угрозу; при этом нагрузка на добросовестные компании, которые не
допускают нарушений, снижается.
По планам правительства в
результате реформы контрольно-надзорной деятельности к 2018 году
административная нагрузка на бизнес должна снизиться на 20%, а индекс качества
администрирования контрольно-надзорных функций вырасти на 25%.
Важным долгосрочным проектом Роскомнадзора
является построение платформы межотраслевого сотрудничества в области защиты
личной информации пользователей «Цифровой дом». Старт перспективной системе
партнерства, которая создается в рамках проекта «Цифровой дом», был дан в
ноябре 2016 года подписанием Кодекса добросовестных практик в области защиты
персональной информации. Кодекс подписали более 30 компаний, при этом
документ открыт для присоединения новых подписантов. Таким образом Роскомнадзор
планирует под одной крышей объединить усилия бизнеса, общества и государства
по созданию комфортной и безопасной для пользователя цифровой среды. Сайт
проекта «Цифровой дом» заработал в апреле 2017 года. В рамках проекта не реже
одного раза в месяц будут инициироваться офлайн-встречи рабочих направлений
«Цифрового дома» — «Цифровая грамотность», «Мониторинг киберугроз»,
«Корпоративная социальная ответственность». Осенью 2017 года планируется
проведение под брендом «Цифрового дома» конференции-выставки, где будут
представлены практические результаты этой работы.
Важным направлением
деятельности Роскомнадзора остается противодействие распространению в
Интернете противоправной информации, к которой относятся материалы
экстремистской и террористической направленности, информация о способах
производства взрывчатых веществ, пропаганда наркотиков, интернет-казино и
прочее. В основе подходов к противодействию социально-опасной информации
лежит механизм постфильтрации контента: блокировке будут подвержены только те
сайты, которые намеренно не удаляют противоправную информацию.
Роскомнадзор следит за
выполнением операторами связи лицензионных условий, норм и требований
законодательства. Так, в рамках мероприятий по противодействию экстремизму в
2016 году были активизированы совместные рейды с МВД России по пресечению
распространения SIM-карт мобильной связи без заключения договора с абонентом.
Рейды получили широкое освещение в региональных средствах массовой
информации; был выпущен социальный ролик, предостерегающий людей от
приобретения «серых» SIM-карт с рук.
Среди значимых событий для
сферы связи следует отметить проведение оперативной реорганизации большинством
СМИ в связи с введением законодательного ограничения на участие иностранного
капитала в российских СМИ, а также реализацию закона, который ввел понятие
«обязательный общедоступный телеканал субъекта Российской Федерации».
На текущий момент
практически завершено формирование реестра новостных агрегаторов. В него
включены четыре ресурса: «Яндекс.Новости», «Рамблер/ Новости», «news.mail.ru» и
«СМИ2».
Основной задачей, которая
стоит перед службой, сегодня является адаптация к меняющимся условиям.
Развитие информационного общества, переход к цифровой экономике требуют новых
подходов к контрольно-надзорной деятельности в рамках имеющейся
нормативно-правовой базы.
РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Зарегистрированные сетевые
СМИ — 23 676 (2015 год — 23 679). Зарегистрированные печатные СМИ — 55 378
(2015 год — 58 628). Количество оформленных лицензий на вещание — в 2016 году
Роскомнадзором рассмотрено 3058 обращений по вопросу лицензирования
телерадиовещания. Число обращений по сравнению с 2015 годом уменьшилось на
17%. Выдана 471 новая лицензия на осуществление телевизионного вещания и радиовещания
(в 2015 году 608).
За отчетный период в
Роскомнадзор поступила 8821 заявка на регистрацию, перерегистрацию, внесение
изменений в свидетельство о регистрации СМИ, что на 8% меньше, чем в 2015
году.
Единый реестр запрещенной
информации в 2016 году
В 2016 году обработано 139
190 заявок на включение интернет-ресурсов в Единый реестр, поступивших
посредством электронной формы, размещенной на официальном сайте
Роскомнадзора (2015 год — более 95 тыс.). Всего за 2016 год в Единый реестр в
связи с наличием запрещенной информации было внесено более 88,5 тыс.
указателей сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет (в 2015 году 50
тыс.). В связи с удалением запрещенной информации либо ограничением доступа к
ней провайдерами хостинга из Единого реестра было исключено более 48,9 тыс.
указателей сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет. За 2016 год в
Единый реестр внесено 26 055 записей в отношении крупных интернет-ресурсов:
vk.com — 19 582 URL;
youtube.com — 2291 URL;
twitter.com — 1806 URL;
mail.ru — 950 URL;
ok.ru — 554 URL;
blogspot — 370 URL;
livejournal.com — 342 URL;
tumblr.com — 82 URL;
aceebook.com — 60 URL;
yandex.ru — 18 URL.
Кроме того, за отчетный
период было обработано более 26 тыс. поступивших в Роскомнадзор судебных решений
о признании информации запрещенной на территории Российской Федерации (или
экстремистской), на основании которых в Единый реестр было внесено более 41,8
тыс. ссылок на интернет-ресурсы, содержащие такую противоправную информацию
(включая порядка 14,5 тыс. «веб-зеркал» информационных ресурсов). Количество
судебных решений, обработанных в 2016 году, в сравнении с прошлым годом
увеличилось более чем в 3 раза (2015 год — 7685, 2016 год — 26 016, из них 16
754 внесено территориальными управлениями).
В целях оптимизации работы и
повышения эффективности мер реагирования по пресечению распространения в сети
Интернет запрещенной информации, территориальным управлениям Роскомнадзора 6
июля 2016 года представлены полномочия по внесению в Единый реестр сведений о
судебных решениях, а также сведений, полученных письмами органов ФСБ России,
МВД России и прокуратуры (далее — уполномоченных органов), о наличии на сайтах
в сети Интернет информации, признанной ранее запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации (или экстремистской).
Защита авторских прав
В 2016 году в рамках
исполнения статьи 15.2 Федерального закона № 149ФЗ в Роскомнадзор по системе
взаимодействия поступило 812 определений Московского городского суда (далее —
Мосгорсуд) о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на
обеспечение защиты объектов авторских и (или) смежных прав, распространяемых
посредством сети Интернет.
Помимо определений
Мосгорсуда, в рамках уже имеющихся определений поступило 2063 заявления
правообладателей в отношении 27 481 указателя сайтов и (или) страниц сайтов
сети Интернет, нарушающих авторские и (или) смежные права.
В 2016 году количество
поступивших определений Мосгорсуда по сравнению с 2015-м увеличилось на 208,7%
(389 — в предыдущем периоде и 812 — в текущем).
В свою очередь, количество
поступивших заявлений правообладателей по сравнению с 2015-м увеличилось
более чем в 5 раз (410 — в предыдущем периоде и 2063 — в текущем). В связи с
непринятием мер по удалению информации, распространяемой с нарушением
авторских и (или) смежных прав, в отчетный период доступ на территории
Российской Федерации ограничен к 2156 интернет-ресурсам.
Защита персональных данных
В настоящее время в реестре
операторов персональных данных содержатся сведения о 377 285 операторах
персональных данных (по состоянию на 26.04.2017).
В 2016 году Роскомнадзор
проверил 12 ИТ- и интернет-компаний, в том числе рекрутинговые сайты SuperJob
и HeadHunter, интернет-магазины «Озон», LaModa и Wildberries, а также
«Островок. ру» и ЗАО «Суп Медиа» (входит в холдинг Rambler&Сo). Большая
часть проверок не выявила масштабных нарушений. Исключением стало российское
представительство LinkedIn: компания отказалась переносить данные российских
пользователей, в результате Роскомнадзор инициировал процедуру блокировки
соцсети на территории РФ. На данный момент LinkedIn недоступна для
пользователей российских операторов связи, компания вернула средства
подписчикам платных аккаунтов и ведет переговоры с регулятором относительно
возобновления деятельности на территории России.
Право на забвение
С 1 января 2016 года в России
действует так называемый закон «о праве на забвение». Этот закон обязывает
поисковые системы по заявлению гражданина и без решения суда удалять из
результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную
информацию о заявителе. По данным «Яндекса», из всех обработанных обращений
было удовлетворено 27%, по 73% ответили отказом, в том числе по 9% — частичным
отказом (удовлетворили требования в отношении части ссылок из обращения).
Высокая доля отказов связана с тем, что зачастую «Яндекс» не может проверить,
достоверна информация или нет, нарушает ее распространение чьи-то права или
какие-либо законы. Представители отрасли предупреждали об этом еще на стадии
обсуждения законопроекта: закон закрепляет за поисковиками несвойственные им
функции судов или правоприменительных органов. Эта проблема особенно заметна
при работе с обращениями об удалении ссылок на незаконную и недостоверную
информацию.
Источник: Федеральное
агентство по печати и массовым коммуникациям (http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017/teleradio.html)